Руководство для представителей СМИ и блогеров по гендерно-чувствительному освещению
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ГЕНДЕР И ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО
1.1. Понятие гендера. «Гендер» и «пол»
1.2. Гендерное равенство
ГЛАВА 2. ГЕНДЕР И ГЕНДЕРНАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН
2.1. Гендерная политика в Республике Узбекистан
2.2. Законодательство в области защиты прав женщин и практика применения
ГЛАВА 3. ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ И СМИ
3.1. Понятие «стереотипы». Плюсы и минусы стереотипов. Значимость стереотипов в повседневной жизни
3.2. Динамика стереотипов: консервация, модификация, трансформация
3.3. Роль СМИ в изменении стереотипов: как этого добиться?
ГЛАВА 4. ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО И СМИ
4.1. Гендерное равенство и расширение возможностей женщин
4.2. Как СМИ освещают вопросы насилия в отношении девушек и женщин
4.3. Гендерно-чувствительные и корректные подходы в СМИ: этапы разработки и оформления темы, подбор корректного языка, описания темы
4.4. Медиа мониторинг и ответственность СМИ
ГЛАВА 1. ГЕНДЕР И ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО
1.1. Понятие гендера. «Гендер» и «Пол»
Понятие «гендер» довольно сложное для понимания из-за того, что включает в себя целый комплекс тем для обсуждений, касающихся как
отдельной личности, так и крупных социалных, экономических и политических вопросов. Что же нужно, чтобы понимать гендер верно?
• Не путать понятия «гендер» и «пол».
Пол - это биологическая принадлежность человека, т. e. то, что отличает мужчину от женщины в физиологическом плане; это то, с чем
человек рождается.
Гендер - это комплекс заданных признаков и характеристик мужского и женского поведения, стиля жизни, образа мыслей, норм, предпочтений,
жизненных устремлений и т. д.
• Понимать, что гендерные отношения могут изменяться в зависимости от культуры и с течением времени.
• Осознавать, что гендер - это не только про права женщин. Гендер позволяет анализировать роли, обязанности, ограничения и возможности
людей, поэтому это социально-экономическая и политическая категория, которая касается и женщин, и мужчин.
• Верно понимать ситуации, где мы наблюдаем гендерные различия:
a) социальные. Разное восприятие женских и мужских социальных ролей: мужчина считается главой семьи и главным кормильцем, а женщина воспитывает и обеспечивает уход;
б) политические. Разница в том, как женщины и мужчины принимают и делят власть и полномочия: женщины больше вовлечены на местном уровне в деятельность, связанную с их бытовыми ролями;
в) образовательные. Разница в образовательных возможностях и ожиданиях от девочек и мальчиков: семейные ресурсы направляются на
образование мальчиков, а не девочек. Девочки идут по более проторенным дорогам обучения.
г) экономические. Разница в доступе женщин и мужчин к высокооплачиваемой работе и контролю над финансовыми и другими производственными ресурсами, кредитами и займами, землёй (из работ Moser, 1993 г.; CEDPA, 1996 г.).
• Знать, что такое гендерные роли и гендерные отношения.
Гендерные роли - это образцы поведения женщин и мужчин, основанные на традиционных ожиданиях, связанных с их полом. Это
совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает людям выполнять в зависимости от их биологического пола.
Причём в каждом обществе социокультурные нормы меняются от культуры к культуре, от цивилизации к цивилизации.
Гендерные отношения - отношения между мужчинами и женщинами в обществе, которые определяют распределение ролей, обязанностей.
1.2. Гендерное равенство
Существует заблуждение, что феминизм, ратующий за гендерное равенство, пропагандирует матриархат. Это в корне не так. В современных
обществах права женщин, как правило, ущемлены, поэтому в гендерной тематике часто речь идёт именно о правах женщин. Часто встаёт вопрос, а что даёт гендерное равенство, кроме справедливости? В исследовании Всемирного банка «Женщины, бизнес и закон» 2020 г. 1
отмечается, что «равенство возможностей - это хорошая экономика». При использовании сценария «полного потенциала», при котором женщины участвуют в экономике на равных условиях с мужчинами (по исследованиям McKinsey), к 2025 году к годовому глобальному ВВП добавится $28 трлн (26%) по сравнению с существующей ситуацией.
В данном контексте нужно знать и понимать, что:
• Гендерное равенство - это когда мужчины и женщины имеют равное положение и равные условия в обществе для реализации своих прав и
возможностей в полной мере.
ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО - ЭТО КОГДА ПРИ УЧЁТЕ РАЗЛИЧИЙ ПОЛУЧАЮТ РАВНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.
• Гендерная осведомлённость, то есть обязательное признание того, что социальное неравенство между мужчинами и женщинами существует и это необходимо исправить за счёт удовлетворения потребностей и приоритетов женщин, а также проанализировать программы и проекты на предмет различного воздействия, которое они оказывают на женщин и мужчин.
•Для правильного понимания гендерного равенства необходима гендерная чувствительность, которая включает осознание того, что
женщины так же, как и мужчины, должны участвовать в политике по работе СМИ. Гендерная чувствительность - это концепция, которая относится к формулированию политики и инициатив, направленных на удовлетворение различных потребностей, надежд, возможностей и вклада женщин и мужчин.
• Необходима гендерная справедливость, то есть сбалансированность присутствия и участия женщин и мужчин для достижения равенства в
конкретных условиях.
• Чтобы знать, какие потребности у мужчин и у женщин есть в политике, в обществе, в программах и проектах, проводят гендерный анализ. Это исследование с разбивкой по полу и учётом разных ролей мужчин и женщин.
Такой анализ нужен, чтобы учесть различный опыт, знания, таланты и потребности.
Суть гендерного анализа заключается в полном раскрытии любых последствий для обоих полов, а не в том, чтобы способствовать продвижению или ослаблению позиций одной из сторон.
Гендерный анализ включает 2:
· Сбор данных с разбивкой по полу;
· Выявление разделения труда, а также степени доступа к ресурсам и благам и контроля над ними;
· Понимание практических потребностей, ограничений и возможностей мужчин и женщин;
· Выявление более всеобъемлющих ограничений и возможностей, связанных со стратегическими интересами мужчин и женщин;
· Развитие потенциала и возможностей организаций п продвижению равенства между мужчинами и женщинами.
ГЛАВА 2. ГЕНДЕР И ГЕНДЕРНАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН
2.1. Гендерная политика в Республике Узбекистан
За последние годы в стране было принято 25 нормативно-правовых актов, направленных на обеспечение гендерного равенства, среди которых 2 закона, более 20 указов и постановлений Президента, постановлений правительства. Стратегия достижения гендерного равенства в Республике Узбекистан до 2030 года - важный шаг в государственной гендерной политике. В рамках данной Стратегии правительство планирует:
• провести гендерную оценку законодательства Узбекистана, ввести регулярную гендерную оценку всех законов на стадии разработки;
•осуществить поэтапное внедрение гендерного бюджетирования во всех отраслях, особенно в нетрадиционные отрасли экономики (такие как промышленность, энергетика, транспорт, строительство, ИКТ и финансы);
•провести гендерный анализ спроса на рынке труда с целью поддержки участия женщин в нетрадиционных отраслях, повысить потенциал ключевых организаций, ведомств по формированию отраслевых бюджетов с учётом интересов женщин и мужчин, а также по интеграции отраслевых гендерно- разделённых данных в национальную статистику.
В утверждённой Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы 3 , цель 69 направлена на поддержку женщин и дальнейшее повышение их активности в жизни общества. Предусмотрено:
•Создание атмосферы нетерпимости к притеснению и насилию в отношении женщин в обществе, обеспечение прав и законных интересов
женщин;
• Продолжение политики обеспечения гендерного равенства, повышение социально-политической активности женщин, продолжение реализации реформ по их поддержке;
• Оказание всестороннего содействия в обучении, овладении профессиональными навыками и обеспечении женщин достойной работой, поддержка женского предпринимательства, выявление и правильная ориентация способностей одарённых девушек и женщин;
• Повышение эффективности работы по обеспечению качества медико-социальных услуг, оказываемых женщинам в регионах, особенно в сельской местности, приобщению их к здоровому образу жизни;
•Определение системных мер по обеспечению жильём женщин, нуждающихся в жилье, улучшению условий жизни и труда, увеличению их
доходов;
• Оказание социально-правовой, психологической помощи женщинам, оказавшимся в тяжёлом социальном положении, их адресная поддержка;
• Организация адресной работы с «Женскими тетрадями», осуществление общественного контроля за своевременными решениями
проблем женщин со стороны ответственных организаций.
2.2. Законодательство в области защиты прав женщин и практики применения
Впервые вопрос о правах женщин как неотъемлемой части прав человека был поставлен в Конвенции о ликвидации всех форм
дискриминации в отношении женщин, принятой ООН в 1979 г. Международное сообщество стало заниматься их правовым обеспечением -
далеко не во всех странах мира идеи равенства полов оформлены законодательно.
Узбекистан присоединился более чем к 80-ти международным документам по правам человека, в том числе к 6-ти основным договорам и 4-
м факультативным протоколам ООН в целях обеспечения прав женщин в соответствии с международными нормами и правовыми стандартами. Среди них - Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (КЛДВЖ), Конвенция о политических правах женщин, Конвенция об охране материнства.
Следует обратить внимание, что в статье 5 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин закрепляется, что государства-участники должны принимать все соответствующие меры для того, чтобы «изменить социальные и культурные модели поведения мужчин и женщин с целью достижения искоренения предрассудков и упразднения обычаев и всей прочей практики, которые основаны на идее неполноценности или превосходства одного из полов или стереотипности роли мужчин и женщин». 4
Как же права женщин определяет законодательство Республики Узбекистан?
К онституция Республики Узбекистан
• Статья 18 Конституции указывает, что все граждане должны иметь равные права и свободы, и что перед законом все должны быть равны
независимо от пола, расы, гражданства, языка, религии, происхождения, убеждений, индивидуального и общественного статуса.
• Статья 46 Конституции предусматривает, что «Женщины и мужчины имеют равные права».
• Статья 63 в отношении прав женщины в семье и их права на защиту от принудительного брака утверждает, что «Брак должен быть основан на добровольном согласии и равенстве обеих сторон». Кроме того, несколько других статей заявляют о равенстве между мужем и женой в отношении их прав и обязанностей в рамках брака и детей.
Семейный кодекс
• Согласно статье 53 принудительный брак считается незаконным.
•Статьи 2, 3, 4, 9 и 19 указывают на равные права мужчин и женщин в семейных отношениях.
Кроме того, было принято постановление Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах в связи усилением гарантий прав
ребёнка», № ПП-4296 от 22.04.2019 г., о том, что с 1 сентября 2019 года возраст вступления в брак уравнен и для мужчин, и для женщин - 18 лет.
Избирательный кодекс
• Статья 3 предусматривает, что выборы в Республике Узбекистан проводятся на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права
при тайном голосовании.
• Статья 4 гласит, что все граждане имеют равные избирательные права независимо от своего пола.
• Статья 70 определяет, что при выдвижении кандидатов в депутаты политическими партиями, число женщин должно составлять не менее 30%
от общего числа кандидатов в депутаты, выдвинутых от политической партии.
Закон «О защите женщин от притеснений и насилия» от 2.09.2019 г.
Закон выходит за рамки понятия «домашнее насилие» и регулирует отношения в области защиты женщин от притеснений и насилия в быту, на
рабочих местах, в образовательных учреждениях и в иных местах. В нём дана чёткая характеристика ряду понятий, в числе которых, такие
как «притеснение», «насилие», «психологическое насилие», «физическое насилие», «половое насилие», «экономическое насилие», «жертва притеснения и насилия», «охранный ордер» и другие, предусматривается принятие мер по изменению поведения лиц, склонных к совершению или совершивших насилие, для чего планируется разработать и утвердить целевую программу.
В данном направлении нужно знать, что:
•Жертва насилия имеет право получить охранный ордер, предоставляющий государственную защиту от притеснения и насилия, влекущий применение определённых Законом «О защите женщин от притеснений и насилия» мер воздействия к лицу или группе лиц, притесняющих женщин или совершивших в отношении них насилие.
•Если в ходе рассмотрения вопроса о выдаче охранного ордера выявляются признаки преступления, предусмотренного Уголовным
кодексом, материалы дела направляются правоохранительному органу для решения вопроса о привлечении к уголовной ответственности агрессора.
• При наличии факта насилия по требованию жертвы притеснения и насилия или её законного представителя принимается решение о
предоставлении убежища, обеспечивается размещение в специальных центрах на срок до тридцати дней, который в случае необходимости может быть продлён.
• В случае размещения жертвы насилия в специальный центр за ней сохраняется рабочее место, время пребывания в центре не является
основанием для отчисления из образовательного учреждения в связи с пропуском занятий.
Уголовный кодекс Республики Узбекистан
• Уголовный кодекс Узбекистана предусматривает наказание за доведение до самоубийства (статья 103); склонение к самоубийству (статья
1031); умышленное причинение телесных повреждений (статьи 104-105, 109); истязание (статья 110); угроза убийством или применением насилия (стать 112); изнасилование (статья 118); насильственное удовлетворение половой потребности в противоестественной форме (статья 119); принуждение женщины к вступлению в брак или воспрепятствование к вступлению в брак (статья 136); клевета (статья 139); оскорбление (статья 140); нарушение равноправия граждан (статья 141). Как правило, лица, совершившие домашнее насилие, привлекаются к ответственности по вышеупомянутым статьям.
Вопросы правоприменения
По данным Главного управления по профилактике правонарушений МВД Республики Узбекистан 5 , с января по август (включительно) 2022 года в подразделения органов безопасности по всей республике поступило 32 783 обращения по проблеме притеснения и насилия в отношении женщин.
В общей сложности было выдано 32 783 охранных ордера для обеспечения безопасности жертв гендерного насилия.
Эти цыфры показывают масштаб проблемы насилия в обществе. Однако согласно статье 66-1 УПК РУз, лицо, совершившее преступление, причинившее вред здоровью или сексуальной свободе, освобождается от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим.
Зачастую на практике можно наблюдать широкое распространение примирения сторон в случаях домашнего насилия даже сотрудниками
правоохранительных органов. Согласно данным МВД, за 2020 и 2021 годы были примирены 4 086 и 17 012 семей соответственно, а в 2022 году примирено более 16 000 семей, устранено более 14 000 конфликтов по результатам выдачи охранных ордеров жертвам домашнего насилия 6 .
Нужно понимать, что:
• Данная практика всё ещё остаётся сомнительной и вызывает много вопросов, так как нет конкретных критериев примирения сторон и
постоянного мониторинга ситуации в семье после примирения с агрессором.
• Обычно жертвы насилия под давлением семьи, друзей и общества, а также из-за боязни стигматизации и получения клейма «разведёнки»
соглашаются снова жить с агрессором, и агрессор редко привлекается к ответственности.
• Законодательство Узбекистана не содержит чёткого определения «домашнего насилия», которое касается зависимых отношений жертвы и
правонарушителя, а также систематического характера насилия.
• Уголовный кодекс не квалифицирует домашнее насилие как отдельный состав преступления. Уголовный кодекс, Кодекс «Об административной ответственности» и Закон «О защите женщин от притеснения и насилия» не содержат положений, касающихся продолжающегося, контролирующего и принудительного характера домашнего насилия.
•Экономическое и психологическое насилие не регулируются ни Административным, ни Уголовным кодексами, несмотря на то, что эти виды
насилия признаются в Законе о защите женщин.
ГЛАВА 3. ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ И СМИ
3.1. Понятие «стереотипы». Плюсы и минусы стереотипов.
Значимость стереотипов в повседневной жизни Специалисты отмечают, что существует три группы гендерных стереотипов.
Первая группа - это стереотипы о присущих мужчинам и женщинам чертах характера, свойствах личности, моделях поведения. Сюда относятся стереотипы типа:
• все мужчины рациональны, а все женщины эмоциональны;
• красота и молодость - залог успеха;
• уженщины куриные мозги;
• все мужчины сильные и храбрые.
Вторая группа касается закрепления семейных и профессиональных ролей в соответствии с полом. Для женщин главными социальными ролями объявляются семейные (мать, хозяйка), для мужчин - профессиональные. Мужчин оценивают по профессиональным успехам, женщин - по наличию семьи и детей. Например:
· Девушке необходимо рано выйти замуж и рожать детей;
· Женщина - хранительница домашнего очага и уюта;
· Призвание женщины - семья, дети и домашнее хозяйство;
· Мужчина - добытчик;
· Мужчина призван работать;
· Женщина создана для семьи, ей необязательно учиться, работать и, тем более, делать карьеру.
Третья группа гендерных стереотипов связана с различиями в содержании труда. Традиционно считается, что женский труд должен носить
исполнительский, обслуживающий характер и представляет собой развитие «природного женского предназначения»: уход за членами семьи, воспитание и обучение детей. Мужчинам же отводится инструментальная сфера деятельности, где главным является творческий, созидательный, руководящий труд 7 :
· мужчина - отличный руководитель;
· женщина - хороший исполнитель;
· лучшая профессия для женщины - учитель.
Вместе с тем, стереотипы могут играть и положительную роль. Они упрощают понимание сути многих явлений, событий и процессов, ускоряют
освоение сложных понятий и проблем. Но журналист не должен в своей практике руководствоваться стереотипным мнением, так как его основным инструментом должно быть критическое мышление.
Кроме стереотипов существуют предрассудки . Предрассудками считаются взгляды и мнения, основанные на неточном или искажённом
знании, чаще всего принимаемые на веру со слов других людей.
Примеры предрассудков:
• Женщины слабы;
• Женщины-инвалиды не могут родить здоровых детей;
• Мужчина не может быть заботливым родителем;
• Женщине не обязательно учиться и работать, когда есть муж;
• Женщина - ведомая и всегда должна подчиняться мужчине.
К наиболее распространённым гендерным стереотипам в обществе Узбекистана относятся:
• стереотипы по отношению к внешнему виду - стереотип в одежде (женщина должна оставаться женственной в любой одежде);
•стереотип по уходу за своим внешним видом;
гендер и семья;
•стереотипы личностных качеств характера и поведения мужчин и женщин, их межличностного общения;
•стереотипы о роли и разделении обязанностей в быту, воспитании детей в семье;
• стереотипы о профессиональной роли: стереотипы мужских и женских профессий, заработка мужчины, образования девушек и женской карьеры и др.
Ретрансляцией подобного типа стереотипов занимаются отечественные СМИ. Наиболее яркими трендами в освещении темы гендера является
криминализация как женских, так и мужских образов. Причём материалов, акцентирующих внимание именно на образах женщин как преступниц, намного больше, чем с акцентом на аналогичные мужские образы. Как пример последнего можно рассмотреть материал под заголовком «Мужчина "слил" интимные видео девушки из Андижана в соцсети» 8 . А вот материалы «Девушка вымогала 15 млн сумов у подруги за нераспространение её интимных фото» 9 , «Девушку, пошутившую в метро, что в её сумке бомба, арестовали на 5 суток» 10 уже в заголовках педалируют тему криминализации женщин и создают негативный образ.
Согласно Закону Республики Узбекистан «О гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин» статье 3, косвенной дискриминацией по признаку пола считается создание ситуации, положения или критериев, ставящих лиц одного пола в менее благоприятное положение по сравнению с лицами другого пола, в том числе пропаганда гендерного неравенства через средства массовой информации, образование, культуру, установление условий или требований, которые могут повлечь негативные последствия для лиц определённого пола. Кроме того, в статье 6 Закона РУз «О средствах массовой информации» установлено, что «Запрещается через средства массовой информации порочить честь и достоинство или деловую репутацию граждан, вмешиваться в их частную жизнь». Исходя из приведённых
примеров заголовков, можно сделать вывод, что журналисты при освещении таких случаев не учитывают последствия своих действий, которые влекут за собой усиление дискриминации женщин в обществе.
При подготовке материала, каждый журналист должен помнить о своих обязанностях, которые установлены в Законе «О защите профессиональной деятельности журналистов», где указано, что при осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан «соблюдать правила профессиональной этики журналистов» и «уважать права и свободы, честь и
достоинство личности». Также установлено, что «Журналист не может использовать профессиональную информацию в личных целях, публиковать факты о частной жизни физического лица, а также использовать аудио- и видеозаписывающие средства без согласия источника информации или автора».
3.2. Динамика стереотипов: консервация, модификация, трансформация
Стереотипы в обществе непостоянны. Они могут существовать долгое время, изменяться или исчезать полностью с течением времени и изменением социальных условий, культуры.
Отечественный исследователь Д. Н. Каримова ссылается на результаты онлайн-опроса 1 170 семей с охватом всех регионов республики,
проведённого Научно-практическим исследовательским центром «Оила» в конце апреля 2020 года 11 . Этот опрос позволил выявить, насколько
существующие стереотипы совпадают с реальной ситуацией в семьях Узбекистана.
Миф 1. Женщины не равны с мужчинами во всех правах
Результат опроса показал, что подавляющее большинство опрошенных знакомы с понятиями «гендер» и «гендерное равенство»,
считают, что эти вопросы очень важны и должны решаться на уровне правительства, местных органов власти. Мнение о равных правах и
возможностях во всём для женщин и мужчин разделяют 68%, и лишь 20% придерживаются мнения, что женщины не должны быть равны с мужчинами во всех правах. Доля тех, кто считает, что женщина должна иметь больше
прав, чем мужчина - 4% (из них 6% женщин и 2% мужчин). Остальные затруднились с ответом. Цифры говорят, что подавляющее число
респондентов согласно с тем, что женщины должны быть равны с мужчинами во всех правах.
Миф 2. Женщина создана для семьи, ей необязательно учиться, работать и, тем более, делать карьеру
Опрос показал, что 74% респондентов утверждают, что женщина может совмещать и семью, и работу (86% женщин и 61% мужчин); 19% считают, что женщина должна посвятить себя только семье и воспитанию детей, 7% - что женщина должна быть ориентирована на занятость и карьерный рост. При этом 15% респондентов считают, что если мужчина наравне с женщиной будет заниматься домашними делами и воспитанием детей, то женщина сможет работать и сделать карьеру. Вызывает озабоченность мнение 6% респондентов (как мужчин, так и женщин), которые считают, что домашние дела и воспитание детей - это исключительно женские обязанности.
Миф 3. Женщина не может быть руководителем организации/бизнеса и должна выполнять лишь исполнительские функции
По результатам опроса 42% респондентов считают, что женщина как руководитель достаточно эффективна, так как практична и энергична, 35% - что даже более эффективна, чем мужчина; и 23% считают, что мужчины всё же более успешны в работе и карьере (из них 15% женщин и 32% мужчин).
Миф 4. Мужчина должен работать, а женщина совмещать домашнюю и общественную работу
По результатам опроса выяснилось, что женщины в семье заняты выполнением домашней работы (уборка, стирка, приготовление пищи для
всех членов семьи), а также воспитанием детей. Если в семье есть больные или инвалиды, то уход за ними тоже ложится на плечи женщины. Мужчины по дому выполняют чисто мужскую работу: чинят и ремонтируют; если есть необходимость, работают в подсобном хозяйстве, ходят за продуктами в магазин. Вместе с тем, 60% респондентов считают, что мужчина наравне с женщиной должен заниматься домашними делами и воспитанием детей, так как это будет хорошим примером для них, поможет женщине посвятить свободное время себе, своему здоровью. В обществе женщины испытывают двойную нагрузку, потому что, кроме оплачиваемой работы, делают непропорционально большую долю неоплачиваемой домашней работы.
Миф 5. Различия и противоречия интересов мужчин и женщин, длительное совместное пребывание супругов дома ведёт к ссорам и
конфликтам в семье
Во время карантина участились случаи домашнего насилия из-за увеличения конфликтных ситуаций в семьях 12. Теоретически различия в
моделях поведения мужчин и женщин могут стать причиной семейных, межличностных и внутриличностных конфликтов. Несоответствие гендерного поведения стереотипам и культурным нормам выполнения гендерной роли также может порождать напряжённость и конфликтность. Наконец, борьба за равные права женщин также часто носит конфликтный характер. Так ли это в наших условиях? Результаты опроса показали, что во время карантина, когда все члены семьи длительное время совместно проживали под одной крышей, 46% респондентов никаких изменений в гендерных ролях в их семьях не наблюдали, 39% полагали, что отношения в семье стали лучше, и лишь 3% указали на ухудшение положения женщины в семье. 93% респондентов отметили отсутствие в их семье случаев домашнего насилия. Также предполагалось, что ухудшение социального и материального положения семей во время пандемии и карантина становится мощным фактором конфликтных ситуаций в семьях и домашнего насилия 13.
Результаты опроса свидетельствуют, что в узбекском обществе были и есть свои специфические стереотипы поведения мужчин и женщин в
зависимости от исторически сложившихся обычаев и традиций, принятых в культуре и религии норм и правил жизнедеятельности. При этом наблюдается тенденция к трансформации общества, в том числе изменяется отношение людей к гендерным стереотипам. Такие факты повседневной жизни, как повышение экономической и политической активности женщин в обществе, развитие женского предпринимательства, появление женщин в политике меняют гендерные стереотипы и заставляют людей жить в соответствии с требованиями времени. Отход от гендерных стереотипов, связанных с закреплением профессиональных ролей исключительно за мужчинами, а семейных функций за женщинами, расширяет возможности личностного развития женщин, способствует искоренению дискриминации женщин и домашнего насилия.
3.3. Роль СМИ в изменении стереотипов. Как этого добиться?
В заключительных замечаниях Комитета ООН Узбекистану об участии женщин в политической и общественной жизни, отмечается роль средств массовой информации. В частности указано, что необходимо «обеспечить повышение квалификации женщин-политиков и женщин-кандидатов в таких сферах, как проведение политических кампаний, осуществление руководства и ведение переговоров, а также вместе со средствами массовой информации повышать осведомлённость среди политиков, журналистов, религиозных лидеров, общественных деятелей и широкой общественности о важности всестороннего, независимого и демократического участия женщин наравне с мужчинами в общественно-политической жизни в качестве необходимого условия для полного осуществления прав женщин и для достижения политической стабильности и экономического развития в государстве-участнике» 14 .
В этой связи можно дать следующие рекомендации:
• выявлять и исключать из публикаций СМИ всякого рода сексистские представления и подходы (дискриминация по признаку пола);
•пересмотреть концепцию исторического развития как череды военных конфликтов и политических переворотов (патриархальную) и заменить её на концепцию истории как развития человеческой жизни и человеческого потенциала (концепция гендерного равенства);
•соблюдать гендерный баланс в редакционном менеджменте, при выборе героев публикации, экспертов, авторов;
• показывать в равной степени роль женщин и мужчин в развитии общества;
• открыто и непредвзято освещать гендерные проблемы в обществе;
•придерживаться норм профессиональной этики журналиста при освещении вопросов гендерного равенства;
• соблюдать в гендерно-чувствительных темах принцип «равные права
- равные возможности».
Стереотипное изображение женщины и гендерных ролей особенно характерно для рекламной и коммерческой информации. Жизнь женщины в медийном информационном пространстве поляризована и заключена между замужеством, материнством, красотой и сексуальностью. Исследования также выявляют повышенный интерес СМИ к маргинализации «женского»: женской преступности, алкоголизму, проституции. Что же касается мужчин, то медийное пространство традиционно ориентирует их на карьеру, зарабатывание денег, отказывая мужчинам в таких образах, как, например, заботливый отец.
С точки зрения гендерных стереотипов можно выделить типологические характеристики женских образов, создаваемых на сегодняшний день
журналистами. Специалисты объединили их в три группы:
1. «Табу» (запреты): устойчивые упрощённые представления о том, чего женщина не должна делать. К ним относятся распространённые открытые или завуалированные утверждения о том, например, что женщина не должна быть сильнее и умнее мужчин, не должна отказываться от семьи, какой бы она ни была, не должна быть жёсткой, даже если героиня материала - представитель силовых структур.
2. «Предписания» (инструкции): устойчивые упрощённые представления о том, что женщина должна быть любящей супругой, заботливой матерью, хорошей хозяйкой, уступать мужчине, быть слабой, мягкой, красивой, обязательно стройной и т. д. Как правило, образы положительных героинь в СМИ отвечают этим «предписаниям».
3. «Идеал»: устойчивые упрощённые представления об идеальной женщине - это обобщённый и, как ни странно, хорошо воспринимаемый
женской аудиторией стереотипный образ женщины, которая успешна во всех сферах её жизни: от личной до общественной; у неё обязательно есть семья и дети, она образцовая мать и домохозяйка, она поднялась по карьерной лестнице, заняв должность руководителя среднего звена, она выглядит, как фотомодель, или, во всяком случае, стремится к этому, она ведёт здоровый образ жизни и т.п. 15
Эти группы устойчивых упрощённых представлений порождают в СМИ систему женских образов, которые, с одной стороны, отражают бытующие в обществе стереотипные представления о женщине, а с другой - формируют их. Такой подход упрощает понимание читателем журналистской идеи и вырабатывает женские образы-знаки и символы времени, а с другой, огрубляет и примитивизирует тот образ мира, который создаётся журналистским произведением.
В целом, многочисленные стереотипные женские образы, создаваемые СМИ, можно сгруппировать по следующим
характеристикам:
1) по типу отношений героини материала с окружающим миром:
• образы женщин, потребляющих общественные блага (счастливые домохозяйки, любовницы, подруги суперменов и т. п.);
•образы женщин, производящих общественные блага (работница, боевая подруга, интеллигентка, богема, спортсменка, бунтующая
пенсионерка и т. п.);
•образы женщин, создающих общественные отношения (женщина-руководитель, героиня, политический лидер, высокообразованная советница, светская львиц» и т. п.);
2) по характеру положения героини материала в обществе:
• негативные (женщина-маргинал, преступница);
• нейтральные («вьючное животное», работница, мать, учительница);
• позитивные (политический лидер, руководитель, бизнес-леди);
3) по степени участия героини материала в социальных отношениях:
• низкая степень, характеризующаяся либо нейтрально потребительским отношением героини к обществу (потребительница, домохозяйка,
любовница), либо её негативно потребительским отношением к обществу (женщина-маргинал, преступница, проститутка и т. п., однозначно
осуждаемые обществом);
• средняя степень, характеризующаяся ответственным отношением героини к выполняемым общественным функциям, но обладающей
невысоким социальным статусом: работница, мать, учительница, воспитательница и т. п.;
• высокая степень, характеризующаяся сильной социальной позицией героини, её принадлежностью к среднему слою или элите, способностью создавать общественные связи, как правило, это руководитель;
• высшая точка, характеризующаяся максимальным участием героини в общественной жизни и социальных связях, её принадлежностью к верху общественных отношений, как правило, это женщина-политический символ;
4) по социальной роли героини материала:
• негативная: героиня находится вне общества, авторы статей дают им откровенно негативные или жалостливые характеристики, это бомжихи и проститутки как аутсайдеры;
• приспособленческая: героиня изображена как «приложение к мужчине», она не имеет собственного мнения и принципов, её жизнь
ограничена отношениями с мужем, возлюбленным или боссом, как правило, это счастливая домохозяйка, соблазнительница, подруга супермена;
• позитивная: в материалах обычно одобрительного характера выступает героиня, занимающая, как уже отмечалось, невысокий
социальный статус, но выполняющая ответственные общественные функции (учительница, начальник отдела, завуч);
• высшая: героиня изображена как государственный деятель и политический лидер (интересно, что материалы носят не всегда позитивный
характер в силу стереотипа - недоверия авторов и читателей к способностям женщины управлять на государственном уровне), обычно это
женщина-политический символ.
Вместе с тем, жизнь не стоит на месте. В современном мире изменились социальные роли женщин и мужчин, их жизненные планы, представления и приоритеты. Однако новые позитивные образы и модели поведения пока редко находят отражение в СМИ и рекламе. Причины гендерных перекосов кроются в том, что журналисты и медиаперсоны часто сами продукт воспитания в социуме, полном гендерных стереотипов. И они сознательно или неосознанно воспроизводят устаревшие стереотипы в своих материалах. Это серьёзная проблема, так как постоянная ретрансляция устаревших стереотипов может стать барьером в реализации политики гендерного равенства и демократических преобразований в стране.
В этом контексте перед медиа и журналистами стоят следующие задачи:
• ломать отжившие стереотипы-анахронизмы, осмысливать их источники, вырабатывать навыки оценки содержания и применения
гендерных стереотипов в журналистском контенте, а также улавливать и запечатлевать то новое, что характеризует людей, страну и эпоху;
• перестроиться на трансляцию новых женских и мужских образов и моделей поведения, историй успеха, выходящих за рамки стереотипного
подхода к роли и функциям мужчин и женщин в семье и в обществе;
• отойти от шаблонных образов, клише и штампов в подходах к освещению гендерно-чувствительных тем, искать новые ракурсы освещения
старых тем, новые типы героев и героинь, интересные, вариативные и креативные приёмы подачи информации.
Это станет основой для перехода СМИ от ретрансляции стереотипных, «замыленных» образов и моделей поведения мужчин и женщин к созданию новых, живых и активных образов и моделей, имеющих, кстати, место в реальной жизни, но неохотно выносимых в публичное пространство. Только в этом случает СМИ смогут стать активными проводниками гендерного паритета и партнёрами в формировании гендерно-чувствительного общественного сознания.
Возникает новый тип женщины как следствие изменений её жизненных ценностей и ориентиров, который характеризуется следующими качествами:
· уверенностью в себе;
· терпением;
· организованностью;
· способностью к здравомыслию;
· умением сопереживать без излишней жертвенности.
Цель СМИ - грамотно и качественно освещать новую гендерную реальность. Необходимо создать адекватный вербальный или визуальный
образ современницы, основанный на устоявшемся в общественном сознании отношении к роли женщины, её положению; образ, выдвигаемый и распространяемый СМИ в качестве идеала.
Исходя из этого, задачи современной журналистики состоят в том, чтобы:
• критически осмысливать отрицательные, закостенелые стереотипы и стараться избегать их использования;
• критически осмысливать источник гендерного стереотипа;
• ломать, критически осмысливать отжившие стереотипы-анахронизмы;
• осмысленно и уместно использовать положительные стереотипы;
• учитывать местный контекст и создавать новые положительные стереотипы;
• вырабатывать навыки оценки содержания и применения его в контенте;
• выявлять и запечатлевать новые тенденции, подходы и решения.
ГЛАВА 4. ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО И СМИ
4.1. Гендерное равенство и расширение возможностей женщин
Анализируя роль медиа в достижении гендерного равенства и расширении возможностей женщин, необходимо обратить внимание на
следующие вопросы:
- Какую роль играют поставщики информации (например, медиа, компании, занимающиеся цифровой коммуникацией, библиотеки, архивы и музеи, в достижении целей Пекинской декларации, Целей устойчивого развития и целей структуры «ООН-женщины»?
- Какую роль играют поставщики информации (например, медиа, компании, занимающиеся цифровой коммуникацией, библиотеки, архивы и музеи ,в достижении целей Пекинской декларации, Целей устойчивого развития целей структуру «ООН-женщины»?)
- Как поставщики контента могут оценивать свою способность реагировать на вопросы, связанные с гендерной спецификой, и как гражданское общество, в свою очередь, может оценивать эту реакцию?
- Кто руководит учреждениями, которые предоставляют контент? Почему в управлении деятельностью поставщиков контента необходимо учитывать гендерные требования?
- Как поставщики контента могут бороться с репрезентациями, в которых женщины, мужчины и группы меньшинств изображаются стереотипно?
Являются ли поставщики контента лишь трансляторами смыслов, связанных с гендерным неравенством, или партнёрами в претворении в жизнь положений Пекинской декларации и реализации других упомянутых выше целей, способствуя созданию информации и знаний и приумножению их результатов? Если медиа на самом деле участвуют в этом, то что нужно, чтобы они могли эффективно выполнять свои функции? Чтобы понять, занимаются ли национальные медиа продвижением вопросов гендерного баланса, необходимо ответить на некоторые из перечисленных ниже вопросов:
•Занимаются ли медиаорганизации в вашей стране продвижением медиа и информационной грамотности (МИГ)?
• Каким образом они это делают?
• Какие факты подтверждают, что они это делают? По возможности приведите конкретные примеры.
•Каким образом МИГ может помочь в борьбе с гендерными стереотипами и в решении вопросов равенства полов?
• Какие местные программы развития в области гендерной проблематики действуют в вашей стране и сообществах?
• Перечислите некоторые из проблем, которые возникают в процессе реализации этих программ.
• В какой степени учитывается при их разработке мнение различных гендерных групп и насколько они в них представлены? В каком свете они
изображены?
• В какой степени вовлечены в эти проекты различные поставщики контента?
• Как, на ваш взгляд, можно творчески применить МИГ, чтобы вывести вопросы равенства полов на первый план в медиа и информации и улучшить репрезентацию женщин?
Ответы на эти и другие вопросы, анализ имеющегося опыта и практических примеров могут стать основой для создания рекомендаций по
рассмотрению вопросов равенства полов, медийной и информационной грамотности.
4.2. Как СМИ освещают вопросы насилия в отношении девушек и
женщин
В настоящее время материалы, касающиеся насилия в отношении женщин и девушек, чаще всего представляют собой информацию уголовной хроники без какого-либо анализа ситуации или оценки. В силу недостаточности информации, как правило, анализировать ситуацию и давать свою оценку начинают комментаторы в социальных сетях, где звучат различные мнения: от «произошла ужасная ситуация» до «сама виновата». Как правило, насилие оправдывается тем, что женщина вела себя ненадлежащим образом. Примером, в частности, служит резонансный материал об избиении невесты женихом на свадьбе 16 . По этому случаю известно, что по отношению к жениху было возбуждено административное дело по статье 183 (мелкое хулиганство) Кодекса об административной ответственности и дело было направлено в суд. Но в итоге жених не был оштрафован из-за отсутствия претензий со стороны невесты. На самом деле, в данной ситуации была нарушена статья 26 Конституции Республики Узбекистан, которая гласит, что «Никто не может быть подвергнут пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему достоинство человека обращению». Кроме того, так как действия жениха были сопряжены с побоями и легкими телесными
повреждениями, то можно было привлечь его к уголовной ответственности за хулиганство по статье 277 Уголовного Кодекса РУз.
В одном из выпусков ток-шоу «Амирхон Умаров» на телеканале «Менинг юртим» героиня, муж которой уехал на заработки за границу, была
изнасилована руководителем хозяйства, в котором работала. В студии обсуждалось, кто виноват? Заявление жертвы со стороны органов
внутренних дел было квалифицировано как «Клевета» и не было рассмотрено. Обсуждение в студии перешло в осуждение «ненадлежащего морального облика женщины», которая якобы сама виновна. «Ненадлежащий образ» обычно укладывается в рамки стереотипного представления о том, что должна и что не должна делать женщина. Таким образом, факт насилия отодвигается на второй план, и жертва становится обвиняемой, а насилие - оправданным обществом. Очень важно в СМИ транслировать мысль о том, что никакое «ненадлежащее поведение» не оправдывает насилия. С правовой точки зрения, в насилии всегда виноват только насильник и никто больше. Этого принципа должны придерживаться все журналисты и блогеры, которые освещают тему насилия в отношении женщин. В данном случае, обсуждение, которое было спровоцировано на телепередаче, усилило косвенную дискриминацию по признаку пола, что противоречит Закону Республики Узбекистан «О гарантиях равных прав и возможностей женщин и мужчин».
Большинство публикаций о насилии над женщинами не содержат журналистского анализа и оценки, что может сыграть негативную роль,
породить извращённое представление насильника, что «я такой не один», «все так делают». Поэтому необходимо всегда давать информацию не только о произошедшем факте насилия, но сопрягать эту информацию с фактом полученного наказания, чтобы транслировать смысл «насилие неизбежно наказуемо» вне зависимости от поведения жертвы, «насилие - неприемлемый способ решения вопросов, проблем, разрешения конфликтов».
Часто в СМИ образ женщины криминализируется. При описании преступления журналисты делают акцент на гендерной идентичности
преступницы или подозреваемой. Например, в материале «Ўзбекистонли аёл Россияда қиз туғиб, чақолоғни дарега улоқтирди» («Женщина из Узбекистана утопила новорожденного ребёнка») 17 сообщается о том, что женщина из Узбекистана в России родила и утопила ребёнка. В заголовке упор делается на гендерную принадлежность, а не гражданство человека, что в корне противоречит гендерно корректному освещению. Журналист должен помнить о равенстве перед законом вне зависимости от гендерной принадлежности. Согласно статье 18 Конституции Республики Узбекистан, «Все граждане Республики Узбекистан имеют одинаковые права и свободы и равны перед законом без различия пола, расы, национальности, языка, религии социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения». Статья 46 также устанавливает, что «Женщины и мужчины имеют равные права». Делать акцент на гендерной идентичности в заголовках материалов считается пропагандой косвенной дискриминации по признаку пола через средства массовой информации.
Нередко в СМИ встречаются материалы о деятельности правоохранительных органов по задержанию лиц, занимающихся проституцией. Такие материалы также чаще всего имеют вид криминальной хроники и не дают полной информации или какого-либо социального анализа.
Например, в передаче «Бу кун» («Этот день») телеканала «Зўр ТВ» сообщалось, что в результате ночного рейда органами внутренних дел
Бухарской области были задержаны женщины, занимающиеся сводничеством и проституцией. В передаче речь шла исключительно о женщинах, занимавшихся оказанием сексуальных услуг, и при этом ничего не говорилось о мужчинах, пользовавшихся их услугами или о том, почему эти женщины вынуждены этим заниматься. Из репортажа следовало, что у проституции женское лицо, и сами аморальные женщины виновны в этом социальном зле. Согласно статье 3 Закона Республики Узбекистан «О гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин», средства массовой информации не должны пропагандировать гендерное неравенство. Согласно статье 29 «Лица, виновные в нарушении законодательства о гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин, несут ответственность в установленном порядке». Кроме того, согласно статье 141 (Нарушение равноправия граждан) Уголовного кодекса РУз установлено, что «Прямое или косвенное нарушение или ограничение прав, или установление прямых или косвенных преимуществ граждан в зависимости от их пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного или общественного положения - наказываются штрафом до пятидесяти базовых расчётных величин или лишением определённого права до трёх лет либо обязательными общественными работами до трёхсот часов или исправительными работами до двух лет».
Нередко в телевизионных передачах формата ток-шоу женщина предстаёт в образе скандальной, невоспитанной особы, как, например, на
телеканале «Зўр ТВ» в передаче «Чойга чиқинг», на телеканале «Менинг юртим», в ток-шоу «Амирхон Умаров. При этом не обсуждается тот факт, что причиной такого поведения женщины становится двоеженство мужа, незаконные отношения на стороне, домашнее насилие или материальная/бытовая неустроенность.
В телесериалах производства Узбекистана, как, например, в сериале «Зебо» на канале «Севимли», женщины часто предстают в образе бесправных жертв обстоятельств, заложниц мужей и родителей, не могут себя защитить без посторонней помощи. Транслируется мысль о том, что женщина должна быть покорной, безропотной, терпеть несправедливость по отношению к себе,
и тогда её жизнь станет благополучной. Не допускается возможность отстаивания собственных прав.
Руководящие принципы: информирование о (сексуальном) насилии в отношении женщин 18
• Точные формулировки. Применять к насилию и сексуальному насилию точные формулировки. Изнасилование никогда не означает секс
или непостоянные «отношения»; это преступление с применением насилия, имеющее юридические последствия. Сексуальное насилие и насилие в отношении женщин было определено не только как нарушение прав человека, но и как преступление против человечности, независимо от того, было ли оно совершено в мирное или военное время. Необходимо учитывать правовые рамки преступления и использовать терминологию, бросающую вызов ложным представлениям, сводящим к минимуму последствия
насилия.
• «Лицо, пережившее насилие» или «жертва»? Вместо слова «жертва» лучше использовать сочетание «человек, переживший насилие». Слово «жертва» предполагает, что женщина была и является беспомощной. Это слово само по себе исключает возможность сопротивления со стороны женщины, непринятия насилия в качестве нормального и ожидаемого явления, поиска помощи и выживания. Фраза «переживший насилие» означает жизнь после нападения, не определяет женщину по одному событию в её жизни и помогает подчеркнуть действия женщины, направленные на взятие ситуации под контроль и принятие решений, касающихся будущего.
• Вопросы, касающиеся частной жизни и уважения. Многие пережившие насилие испытывают чувство стыда или вины либо страдания
при пересказе событий. Следует чётко идентифицировать себя как журналиста и разъяснить содержание истории; важно сформировать
доверие. Также важно проинформировать лиц, дающих интервью, что у них есть право отказаться отвечать на вопрос, и что они могут привести кого-нибудь ещё для поддержки. Если это возможно, журналистом должна быть женщина, обладающая знаниями о последствиях травмы. Например, многие пережившие насилие женщины имеют отрывочные воспоминания о случившемся или могут не помнить определённых событий, если они слишком тяжелы, чтобы с ними справиться, так как мозг способен блокировать такие воспоминания. При гарантировании анонимности необходимо её соблюдать и скрыть все идентифицирующие элементы, такие как работа или месторасположение.
• Соображения безопасности. В некоторых случаях общение с журналистом может подвергнуть женщину риску. Иногда признание
женщины в том, что её изнасиловали, может привести к её изгнанию из общины, мести или даже смерти. Следует помнить и учитывать эти риски при выборе времени и места проведения интервью.
• Изучить ситуацию. Ложная информация является результатом ненадлежащего изучения проблемы. Например, в западных СМИ зачастую
заостряется внимание на «опасности, исходящей от незнакомца», когда на самом деле в большинстве случаев сексуальное насилие (не в военное время) совершается лицом, известным женщине, либо бытовое насилие рассматривается как единичное явление.
• Не содействовать распространению сексистских взглядов. Никоим образом не намекать на то, что в произошедшем может быть вина женщины, или давать советы, ограничивающие деятельность женщины, её стиль одежды или поведение. Избегать использования драматических оборотов, таких как «беззащитная», «завлечённая» и «подверглась участи хуже смерти», поскольку они поддерживают стереотипы о женщинах, такие как, например, доверчивость. Не выносить суждений на основании того, как женщина реагирует на произошедшее или какими темпами она восстанавливается. Важно показать, что женщины могут восстанавливаться, и что не существует такого понятия, как «нормальная» реакция на нестандартную ситуацию. Проявлять уважение к женщинам во всём их разнообразии.
• Рассказать всю историю, но в пределах разумного. Не заострять внимание на описании кровавых подробностей. Важно, в том числе и для женщины, поместить событие в контекст как официальный, так и географический. Отобразить женщину как полноценного человека, у
которого была жизнь до события и которую она продолжает вести после него.
• Привлечь внимание к преступнику. Зачастую преступник не упоминается в статье или упоминается вскользь. Не женщины виноваты в
том, что их изнасиловали. Также в основных СМИ насильников или лиц, совершивших нападение, называют «монстрами» или «маньяками», что означает, что они имеют видимые отличия от других мужчин, хотя это, безусловно, не так. Ещё одна категория преступлений, где преступник зачастую избегает наказания или последствия нападения сводятся к минимуму - это бытовое насилие. Изнасилование во время войны. Зачастую эта тема остаётся неосвещённой из-за страха дальнейших нападений. Почти всегда сложно подтвердить случившееся, и, по сообщениям, сама жестокость этого особого «оружия войны» приводила к возникновению психических травм у журналистов, освещающих эту тему. Следует проявлять осторожность при выборе языковых средств и позволять собеседникам самим определять терминологию. Необходимо проявлять особую осторожность, если вооружённые или иные лица изъявляют желание присутствовать на
интервью, так как они могут быть соучастниками или знать обидчиков, но нельзя вступать с ними в конфронтацию, поскольку это может повлиять на безопасность людей, у которых вы берёте интервью.
• По возможности предоставлять информацию об организациях, куда женщины, пережившие сексуальное насилие, могут обратиться за
помощью и поддержкой. Памятка для журналистов, освещающих проблемы насилия, содержит 15 конкретных рекомендаций 19:
•Говорите об этом!
•Относитесь к проявлениям гендерного насилия не как к отдельным случаям, а как к нарушениям прав человека;
•Раскрывайте контекст;
•Будьте аккуратны с формулировками;
•Обращайте внимание на заголовки;
•Будьте внимательны при анализе статистики и исследований;
•Описывайте реальную ситуацию, избегая ненужных сенсаций;
•Ограничьте использование скрытых камер и других «тайных» приёмов;
•Откажитесь от «поучения» и формулировок, способных спровоцировать осуждение самой жертвы;
•Избегайте вторичной виктимизации и описывайте потерпевшего/ потерпевшую как стойкую личность;
•Учитывайте порядок тем, связки и контекст;
•Практикуйте «служебную журналистику» и «журналистику решений»;
•Давайте себе достаточно времени для подготовки материала;
•Пойми сам, и помоги понять другим!
•Измените баланс информации в пользу гендерного равенства.
Каждый раз, когда журналист берёт интервью у жертвы гендерного насилия, он должен задать себе три блока вопросов 20;
•Принял ли я все необходимые меры, чтобы исключить риски для безопасности и репутации собеседницы (собеседника)? Если собеседница желает сохранить анонимность, уверен ли я, что в материале нет деталей, которые позволят зрителю/читателю узнать ее?
•Донёс ли я до собеседницы цель и контекст интервью, понимает ли она, какой будет продолжительность интервью и в каком СМИ оно выйдет? Другими словами, даёт ли собеседница своё по-настоящему информированное согласие?
• Смог ли я создать атмосферу внимания, уважения и непредвзятости и обеспечить, насколько это возможно, что пересказ пережитого насилия не принесёт жертве дальнейших страданий? Сдержал ли я свои обязательства и оправдал ли доверие интервьюируемой?
4.3. Гендерно чувствительные и корректные подходы в СМИ: этап разработки темы и этап оформления темы, подбор корректного языка, описание темы
Как освещать гендерную проблематику корректно? Этот вопрос нужно разделить на два. Первый - каким образом разрабатывать тему? Второй - каким образом использовать язык для её описания? 21
Что вы говорите? Вопрос нацелен на обучение гендерно корректной разработке темы. Сюда входят отбор и интерпретация фактуры: статистических данных, результатов социологических опросов, экспертных оценок, героев повествования, различного рода документов, письменных и устных свидетельств и т. п., посредством которых та или иная проблема раскрывается и представляется аудитории.
Как вы говорите? Вопрос показывает работу собственно языка по конструированию гендера, концентрирует внимание на конкретных приёмах изменения гендерно некорректных высказываний. Масс-медиа занимаются производством дискурсов - систем понятий.
Гендерно корректная коммуникация - это приёмы и методы нарушения господствующих в обществе патриархальных дискурсов и замена их
дискурсами совершенно иного качества.
Как изменить ситуацию? Есть приёмы нарушения патриархального дискурса, которые могут быть рекомендованы специалистам в области
массмедиа.
• Приём, способствующий повышению гендерной корректности журналистской коммуникации - включение в массмедийный дискурс
женского и мужского жизненных опытов, взглядов, мнений на все без исключения проблемы общества. Такая разработка темы через
использование гендерно разделённой фактуры имеет несколько преимуществ. Во-первых, женщины предстанут перед обществом как
индивиды, имеющие свой собственный голос, взгляд и опыт. Во-вторых, станет очевидно, что все темы гендерно не нейтральны. И, наконец, окажется, что мужчины также играют гендерные роли, подвержены гендерной дискриминации и сами являются «продуктами» патриархального дискурса.
Выведение в поле общественной видимости женщин и мужчин различных социальных слоёв, разной национальности, разных возрастов. Это
важно, поскольку дискриминация, иерархия власти и подчинения рождаются на пересечении всех этих линий напряжения.
Предоставление людям возможности говорить. Это значит, что, разрабатывая любую тему, журналисты должны включать в свои тексты
прямую речь, цитировать тех, кто непосредственно в неё вовлечён. Будь то жертвы торговли людьми, заключённые, участники ситуации домашнего насилия - все те, кто по разным причинам оказался в уязвимом положении, должны иметь право и возможность высказывать своё мнение и быть услышанными остальными членами общества.
• Журналистам следует чаще цитировать экспертов; в случае использования в материале статистических данных делать это необходимо.
Следует постоянно обновлять списки экспертов, привлекать новых (во избежание «застаивания» взглядов, точек зрения), рассматривать в качестве экспертов только тех, кто имеет специальные знания, а не просто мужчин и женщин с богатым социальным опытом или известных и популярных. При подготовке аналитических или дискуссионных материалов необходимо корректно цитировать эксперта, т. е. полагаться на его/её знания именно в экспертной области, а не предлагать, например, врачу рассуждать на темы этических или правовых аспектов прерывания беременности, а психологу или священнику - на темы его медицинских последствий.
Язык, на котором мы говорим, читаем и пишем, отнюдь не является нейтральным инструментом коммуникации, а представляет собой механизм, существенным образом влияющий на процесс протекания и конечный результат этой коммуникации. Философы и учёные XХ столетия доказали огромную роль естественного языка в создании и выражении смыслов, что и было обозначено как «лингвистический поворот» в современном познании.
Важно не только то, какую идею мы хотим выразить, но и то, какими словами мы говорим, так как наши слова сами задают смыслы, в том числе и независимо от наших намерений. Исследователи считают, что в патриархальном обществе естественным образом формируется патриархатный язык, который удобен для выражения ставших общезначимыми «мужских» способов мышления, чувствования, поведения и
малопригоден для выражения женского социального опыта. Действительно, так как в течение длительного времени очень мало женщин находилось на общественной арене, то они и не могли быть создателями культуры в той степени, в какой таковыми являлись мужчины. Так, женщин было мало среди известных и влиятельных философов, ораторов, поэтов, политиков, лингвистов, педагогов, т. е. тех, кто вносил новые понятия и значения, определяя предметы и события в мире. В результате естественные языки были сформированы мужчинами и представляют собой «мужской взгляд» на события и факты действительности. Поэтому язык, как минимум, игнорирует женщин, что выражается, например, в употреблении мужского местоимения к кому-либо, чей пол не указан или не упомянут. А отсюда следует вывод о том,
что женщины вынуждены пользоваться языком, который не отражает их восприятие себя и окружающего мира. Одним из самых распространенных примеров гендерно некорректного использования языка является употребление гендерно маркированных местоимений для называния людей обоего пола.
Возьмём, к примеру, предложение «К нам пришёл на работу новый специалист, надеемся, что он будет хорошо работать». Но ведь «новым
специалистом» может быть, как мужчина, так и женщина.
Или:
«В последние годы женщины стали тратить намного меньше денег на покупку принадлежностей для вязания». Это предложение является гендерно некорректным. Его можно написать, например, так: «В последние годы люди стали тратить намного меньше денег на покупку принадлежностей для вязания». Таким образом, основная идея гендерно корректного использования языка состоит в том, чтобы избегать употребления слов, которые могут указывать на пол субъекта в ситуациях, когда пол не назван или не определён.
Для текстов на русском или узбекском языках данную задачу может решить употребление более точных существительных и прилагательных,
указывающих на конкретных людей и их качества.
Во многих странах приняты Национальные программы и планы действий по обеспечению гендерного равенства. В них ключевая роль отводится массмедиа, которые призваны широко освещать и продвигать государственную политику в сфере гендерного равенства. Вместе с тем целесообразно рассматривать СМИ как целевой объект её воздействия.
Учитывая опыт зарубежных Национальных программ и планов по достижению гендерного равенства, можно выдвинуть следующие
рекомендации:
• разработать и ввести учебные курсы по гендерному анализу СМИ в программы факультетов журналистики;
• систематически проводить комплексные гендерные исследования
СМИ;
•реализовывать специальные образовательные программы с целью повышения гендерной чувствительности журналистов и представителей
структур, занимающихся регулированием СМИ;
•оказывать поддержку образовательным структурам, общественным организациям, осуществляющим работу в данном направлении.
4.4. Медиамониторинг и ответственность СМИ
Чтобы определить тенденции гендерного равенства в СМИ, выявить факторы, которые вызывают неадекватное представление женщин в
средствах массовой информации, а также понять, какое место в СМИ занимает противодействие домашнему насилию, редакции из разных стран мира и журналистские объединения проводят медиамониторинг и определяют степень соответствия содержимого информационных ресурсов этическим нормам и участия редакций в реализации мер по защите прав человека, в том числе прав женщин и детей на жизнь без насилия.
Методология мониторинга включает обычно следующие пункты:
•анализ статей (радио- или телепередач);
•количество женщин и мужчин, привлечённых в качестве профессионалов и экспертов;
• анализ изображений женщин и мужчин: количество, роль и месторасположение (на первой или на последней странице, в начале
новостей или в конце);
•анализ объявлений о трудоустройстве: приглашаются ли на высокооплачиваемые должности только мужчины или женщины тоже;
•гендерный анализ редакционных коллективов: кто возглавляет редакции - женщины или мужчины и почему, кто делает новости, кто
решает, что будет в эфире, и насколько сбалансирован результат.
Мониторинги также позволяют следить за отражением профессионального статуса женщин и мужчин. Часто мужчины представлены
в СМИ как эксперты в политике и экономике, а женщины - в сфере развлечений и шоу-бизнесе. Стоит анализировать используемые эпитеты.
Обычно в отношении мужчин применяют такие прилагательные, как «мудрый», «решительный», «сильный», «весьма успешный»; такие глаголы, как «решить», «сделать», «управлять», «организовать», «назначать»; это представители таких профессий, как директор, руководитель, министр, советник, начальник, юрист. В то же время эпитеты и глаголы, описывающие женщин, представляют их слабыми, несмотря на тот факт, что женщины наравне с мужчинами получают образование и приобретают профессиональные навыки.
Если сделать анализ заголовков статей, мы обнаружим, что часто статьи о женщинах-политиках имеют заголовки, которые подчёркивают гендерную принадлежность, а не профессиональный статус. В то же время статьи, касающиеся мужчин, подчёркивают профессиональные достижения. Фотографии, которые изображают партнёрскую модель взаимодействия между мужчинами и женщинами, не всегда находят место на первых страницах или на политических полосах. Часто на газетных страницах фотографии изображают гендерные стереотипы и гендерный дисбаланс. Мужчины в строгих костюмах - политики, руководители - распределяют полномочия и принимают решения. В СМИ Узбекистана часто можно встретить фото, где изображены мужчины в качестве главных героев, а женщины, как «украшения» события. Это касается фото с различных мероприятий, форумов, конференций, саммитов и прочее. Даже на мероприятиях на тему прав женщин в числе спикеров часто преобладают мужчины, и они выходят на первый план в изображениях СМИ, в то время как женщины остаются за кадром. Женщины обычно представлены как аудитория или помощницы, подчинённые. Результаты мониторинга помогают в аргументации выводов, указывая на конкретные упущения в медиа, на слабые стороны в работе СМИ. Выводы и рекомендации должны содержать предложения по достижению гендерного баланса в материалах средств массовой информации, начиная с законодательства о равенстве и заканчивая редакционными этическими нормами.
В некоторых СМИ при описании женщин используется язык стереотипов. Это несовместимо с этическими правилами. Издатели могут внести свой вклад в ликвидацию стереотипов, ненависти, дискриминации всех членов общества, используя корректные формулировки.
В рамках медиамониторинга проведите краткий анализ состава редакционнй коллегии: посчитайте, сколько женщин и мужчин в редакции,
сколько из тех и других пишет, а сколько - руководит СМИ. Оцените распределение работ среди мужчин и женщин в редакции, посчитайте,
сколько женщин и мужчин занимают менеджерские и исполнительные должности, в том числе должность директора, главного редактора,
фотографа, политического обозревателя, кто работает репортером. Также оцените: сколько мужчин и женщин в качестве обозревателей в политических отделах; сколько мужчин и женщин в управленческих структурах; кто получает деньги, у кого самые высокооплачиваемые должности; у кого самые низкооплачиваемые должности.
Резюмируя вышесказанное, можно дать следующие рекомендации:
•Национальное и международное законодательство обязывает предоставлять равные возможности мужчинам и женщинам во всех сферах
общественной жизни. СМИ также должны предоставлять соответствующий объём на своих ресурсах голосу женщин, в том числе на главной странице, независимо от социальной принадлежности или статуса, наравне с мужчинами.
•Медиа менеджеры должны уделять больше внимания этическим вопросам при управлении. Баланс на страницах СМИ начинается с баланса в
коллективе. Женщины-журналисты могут работать не только корреспондентами, но и главными редакторами; и те, и другие могут писать
о политике, экономике или вести расследования.
•Создать Национальный совет по делам прессы. В большинстве европейских стран, а также в некоторых постсоветских государствах были
созданы пресс-советы, которые способствуют профессионализации редакций. Пресс-совет - это независимое профессиональное объединение, способствующее расширению прав и возможностей потребителей требовать профессионального подхода со стороны СМИ путём мирного урегулирования споров между медиааудиторией и СМИ, повышению качества журналистики и соблюдению принципов журналистской этики редакциями и медиакомпаниями. В функции Совета по делам прессы (они могут называться по-разному) входит рассмотрение и анализ жалоб представителей общественности по поводу материалов в СМИ, которые не соответствуют этическим нормам, в том числе стандартам представления в СМИ женщин и мужчин, включая пострадавших от насилия. Другая функция Совета - защита свободы прессы. Пресс-советы отвечают за соблюдение журналистами профессиональных стандартов, а также устанавливают механизмы, благодаря которым люди, недовольные средствами массовой информации, могут жаловаться, если медиа нарушают права человека.
Пресс-советы позволяют людям подавать жалобы бесплатно и без адвоката, что способствует росту доверия к СМИ.
Следует обращать внимание на тематику, заголовки, формулировки, ключевые слова.
Рекомендации по применению гендерно-чувствительного и корректного подхода в журналистике и чек-лист по гендерной
чувствительности
• Избегать освещения и обсуждения гендерной тематики исключительно в формате «за» или «против»: должно ли явление существовать (например, должны ли отцы брать отпуск по уходу за ребёнком или должны ли женщины служить в армии) или его надо запретить; если запретить не удаётся, как маркировать данное явление - позитивно или негативно.
• Добиваться демонстрации гендерных проблем во всей их сложности, многогранности, как не имеющих мгновенных и очевидных решений. В
принципе недопустимо в журналистских материалах предлагать простые решения сложных проблем.
• Стараться избегать стереотипизации гендерной проблематики, т.е. не подходить к проблеме с точки зрения традиционалистских подходов к
женским и мужским социальным ролям, отождествления её с любыми вопросами, так или иначе связанными с «природным предназначением» того или иного пола. Основная ошибка в освещении гендерных проблем - поиск простых решений и сведение их к «традиционному предназначению» женщин и мужчин.
• Стоит поднимать и широко освещать тему гендерного равенства. Она предоставляет журналистам практически безграничные возможности для реализации их творческого потенциала. Сама жизнь ежедневно преподносит многочисленные информационные поводы, связанные с различными сферами жизни и деятельности современных мужчин и женщин. Это могут быть происходящие события (например, открытие в городе кризисного центра для пострадавших от домашнего насилия или презентация социологического исследования, посвящённого экономическим аспектам гендера), на основе которых создаются репортажи, информационные материалы, заметки, корреспонденции, интервью. Также это могут быть истории из жизни реальных людей, причём и самих журналистов, поскольку и они проявляют себя в обществе не просто как люди, а как мужчины и женщины, т. е. все наши поступки имеют гендерное измерение. Поэтому любые повседневные действия, начиная от покупок и до вождения машины - всё это может явиться непосредственным информационным поводом для журналистского материала на гендерную тему.
• Самим создавать информационные поводы и эмоционально положительные привязки. Такими поводами могут служить как традиционные «женские» праздники (например, 8 марта, День матери, День семьи, День женщин), так и сконструированные праздники, связанные, казалось бы, с чисто «мужскими» профессиями. Найти женщину сотрудницу ДПС и взять у неё интервью, написать материал об одном дне жизни
женщины-прокурора, или репортаж о спасательной операции, которой руководила женщина-пожарный.
Основными тематическими приоритетами могут стать следующие:
• Политика, принятие решений и гендерное равенство;
•Трудовые права женщин и мужчин, гендерный аспект безработицы и предпринимательства;
• Личностное становление и самореализация мужчин и женщин вне зависимости от гендера;
• Репродуктивные права женщин и мужчин;
•Семья в контексте гендерного равенства, в том числе проблема домашнего насилия;
• Гендерные стереотипы в современной культуре.
Например, тема «Семья в контексте гендерного равенства» позволяет обратить внимание общества на гендерное неравенство в распределении домашних обязанностей. Так, несмотря на быстрый рост занятости женщин в производстве и относительную активизацию их участия в политике, они затрачивают на работу по приготовлению пищи, уборку квартиры и пр. в 5-10 раз больше времени, чем мужчины. В результате совокупная нагрузка у женщин (работа плюс дом) составляет в среднем на 16 часов в неделю больше чем у мужчин 22 .
Интересна и перспективна тема гендерных проблем здравоохранения: кто чаще и более длительный срок болеет, мужчины или женщины;
существуют ли «женские» и «мужские» болезни; как происходит государственное финансирование сферы здравоохранения в соответствии с
полом и гендером; как ведут себя в ситуации заболевания мужчины и женщины, чьё поведение в большей мере способствует предотвращению заболеваний и/или скорейшему выздоровлению и др.
При этом в каждой теме можно выделить отдельные подтемы, вопросы и фокусы.
Таким образом, освещение гендерной тематики в средствах массовой информации позволяет опираться на опыт повседневной жизни, использовать многочисленные информационные поводы, как «естественные», так и специально сконструированные, создавать разножанровые материалы, вести постоянные рубрики и колонки.
Чек-лист по гендерной чувствительности, контрольный список Редактора 23
• Отражаются ли какие-либо аспекты гендерных отношений?
• Содержат ли последние данные подтверждение сказанного?
• Содержатся ли различные мнения?
• Даётся ли возможность высказаться женщинам, не представленным в СМИ?
• Избегается ли представление людей в ролях, отвечающих гендерным стереотипам?
• Учитываются ли расовые, этнические, классовые и возрастные различия?
• Используется ли инклюзивный и несексистский язык?
• Используются ли термины, понятные для обывателя?
• Содержит ли контекст анализ и интересную вводную часть?
• Приводятся ли интервью с людьми, выступающими в качестве источников информации, или, скорее, содержатся материалы из других
публикаций, или иные письменные материалы?
• Постоянно ли используется гендерная линза?
• Спрашивает ли материал «почему?»
Дополнительный вопрос:
• Спросить, почему статья (описание ситуации) этого не делает?
__________________________________________
1. https://www.vsemirnyjbank.org/ru/news/opinion/2020/04/13/gender-equality-why-it-matters-especially-in-a-time-of-crisis.
2. «Руководство по проведению гендерного аудита. Методология гендерного аудита МОТ, основанного на принципе активного участия», МОТ, 2007, стр. 145.
3. https://lex.uz/ru/docs/5841077 Указ Президента Республики Узбекистан от 28.01.2022 г. № УП-60 «О стратегии развития НОВОГО УЗБЕКИСТАНА на 2022-2026 годы».
4. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин https://www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/cedaw.shtml5 5. https://t.me/zoravonlikka_yol_yoq_netnasiliyu
6. https://telegra.ph/32-783-zhenshchinam-postradavshim-ot-pritesneniya-i-nasiliya-byli-vydany-ohrannye-ordera-10-03
7. См.: Сидорская И., Раду А. Гендер и СМИ. Учебное пособие для журналистов. /https://elib.bsu.by/bitstream
8. https://podrobno.uz/cat/proisshestviya/devushka-vymogala-15-mln-sumov-u-podrugi-za-nerasprostranenie-ee-intimnykh-foto-/
9. https://podrobno.uz/cat/proisshestviya/devushka-vymogala-15-min-sumov-u-podrugi-za-nerasprostranenie-ee-intimnykh-foto-/
10. https: //www.gazeta.uz/ru/2022/10/25/bomb/#
11. Каримова Д.Н. Гендерное равноправие в семье: стереотипы и факты/https://ifmr.uz/files/publications/ru/951581.pdf
12. М. Товбаева, С. Умматова «Проблемы семей в условиях режима самоизоляции и карантина при
COVID-19», Сборник материалов республиканской научно-практической конференции «Актуальные задачи и проблемы поддержания мира и согласия в семье в условиях пандемии» (10 мая 2021 года), Научно-исследовательский институт «Махалля и семья».
13. Каримова Д.Н. Гендерное равноправие в семье: стереотипы и факты/https://ifmr.uz/files/publications/ru/
951581.pdf
14. https://digitallibrary.un.org/record/3966403?In=en
15. Соколова Е.А Комплекс гендерных стереотипов в медийном портрете женщины в местной прессе //
Фундаментальные исследования. - 2013. - № 1 (часть 3) - С. 775-779 .
16. https: // rus.ozodlik.org/a/31905273.html
17. https://hordiq.uz/2022/07/08/uzbekistonlik-ayol-rossiyada-qiz-tugib-chaqalogini-daryoga-
uloqtirdi/
18. Учебное пособие по гендерно-этической журналистике и надлежащей политике
медиакомпаний. Книга 2: Практические ресурсы, 2012, стр.60-62.
19. Освещение в СМИ проблемы насилия против женщин и девочек: Руководство для журналистов. ЮНЕСКО, 2020, стр. 120.
20. Освешение в СМИ проблемы насилия против женшин и девочек: Руководство для журналистов. ЮНЕСКО, 2020, стр. 131.
21. Кулинка, Н. Гендерно-корректная коммуникация: Краткое пособие. [Электронный ресурс].
Доступно на: URL: http://gender.do.am/publ/genderno_korrektnaja_kommunikacija/5-1-0-144
(режим доступа - свободный).
22. Смирнова О. В. Интеграция гендерного подхода в журналистское образование: российский контекст / Медиаскоп: Электронный научный журнал факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2011. - Выпуск 4. - Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/96
23. Учебное пособие по гендерно-этической журналистике и надлежащей политике медиакомпаний Книга 2: Практические ресурсы, 2012, стр. 63.